Общеполитическая безопасность и пути ее обеспечения
Общеполитическая безопасность и пути ее обеспечения. Слагаемые национальной безопасности.
1) Общие проблемы безопасности современной России. История возникновения этой проблемы. До 90х годов была государственная безопасность и комитет ГБ.
2) Политическая безопасность государства и пути ее обеспечения.
Становление концепции национальной безопасности, учитывающей новые реалии, развертывается в нашей стране с конца 80ч годов прошлого столетия. Летом 90го года был вынесен проект концепции на обсуждение и получил весьма высокую оценку в верховном совете. Впервые в качестве основных приоритетов безопасности государства были выделены защита жизни, собственности и основных прав граждан, защита суверенитета государства, ее территориальной целостности, конституционного строя, отстаивание государством интересов своих граждан и общества за рубежом, обоснованные национальные интересы страны, ее приоритеты, необходимость военной реформы с учетом реальных и потенциальных угроз. проекте подчеркивалось, что существует опасность распада СССР, в проекте были разработаны основы стратегии обеспечения безопасности страны и механизмы ее реализации. До сих пор непонятны причины сворачивания этой системы безопасности. Но основа этой концепции сохранились в первом проекте концепции национальной безопасности РФ, подготовленной верховным советом РФ. После распада СССР работа над концепцией нацбезопасности продолжалась под эгидой совета безопасности. Результатом стал закон государственной безопасности в марте 1992 года. Периодика по тематике: "Безопасность" и "Обозреватель". Существенную роль сыграла сама политическая ситуация - распад СССР и Союза Варшавского договора, распад Югославии и Чехословакии. В стране нарастали противоречия всевозможного плана, принимая конфронтационный характер. Страна оставалась по прежнему слабоуправляемой, переживала смутной время. В России продолжалась деградация науки, высшей и общеобразовательной школы, механизмов защиты здоровья населения. Мало уделялось внимания подготовке научных кадров. Общество тревожило духовное состояние населения. "Последние 20 лет самой хорошей книжкой у меня была чековая книжка" - слова известного бизнесмена. Возросло давление на внутреннюю и внешнюю политику нашей страны со стороны США, НАТО, МВФ, других демократов и западных консультантов. Активно использовалось бедственно социально-политическое положение страны.
Общие проблемы национальной безопасности: 1) Четко определить зоны ответственности различных ведомств и сил в системе национальной безопасности. 2) Чтобы успешно решать вопросы национальной безопасности, необходимо четко сформулировать оцени тенденций мировых отношений, обозначить место и роль в низ России, отказаться от ориентации на одно государство или группу стран. 3) Не соответствуют современным тенденциям предложения одних политологов вернуться к биполярному миру и других - смириться с монополярным миром, который формируют правящие круги США. 4) Внутри страны объективны потребности в стабильном демократическом развитии по пути духовно-нравственного и социального развития должны привести к балансу различных социальных групп и способствовать разрешению внутренних противоречий.
Все эти вопросы нельзя абсолютизировать.
Общеполитические моменты концепции национальной безопасности. Когда мы говорим о безопасности, нам нужно в первую очередь выявлять источники опасности, а потом вырабатывать пути ее устранения. Среди источников опасностей и угроз прежде всего называют сужение роли нашей страны в решение важнейших международных организациях, в решении острейших международных вопросов.
От участия в учениях НАТО на территории Грузии отказались Казахстан, Армения, Эстония, Латвия, Молдавия
Вторым по значимости является рост недружелюбных тенденций по отношению к нашей стране.Прежде всего это ряд государств Европы и Прибалтики.
Существенно влияет на ситуацию в России политическая и социально-экономическая нестабильность. Отсюда и гражданские войны, и легализация мафиозных групп в качестве новых властны структур.
Фактором, дестабилизирующим политические отношения России и с другими странами стал нажим на права и интересы 25 милионного русско-язычного населения, провоцированное миграционных процессов. Реальное число русских беженцев - около 2 млн, ожидается около 6 млн.
К основным внутренним источникам опасности в политической сфере относится нестабильность системы политической власти, ее разрушение, а отсюда и разрушение представительной демократии.
Следует выделить основные пути обеспечения политической безопасности: 1) В новых условиях большинство внутренних опасностей и угроз может быть нейтрализовано через формирование сильной экономической, социальной, политической и дуовно-нравственной обстановке. При этом многие опасности могут сами исчезнуть. 2) Повышение эффективности на основе демократии политической власти, избавление ее от некомпетентности и коррупции. 3) Усиление борьбы между социально-политическими группами за приоритетную роль во властных структурах. Ограничение влияния коррумпированных и мафиозных сил, показывающих нарастание деградации правящей элиты, неспособность некоторых ее представителей управлять страной. 4) Укрепление федерального центра, недопущение распада РФ путем провозглашения в некоторых республиках верховенства республиканских законов над федеральными. 5) Укрепление экономических, культурных и других связей многих субъектов федерации с центром. Разрешение путем политических диалогов противоречий межэтнических и межконфессиональных. 6) Усиление научно-технического, экономического и духовного потенциалов страны. 7) Превращение дипломатии в эффективное средство стабильности и усиления позиций России.
Интересный предмет. Один из немногих, имеющих практический характер. Однако под водительством Петра Петровича Политаева "политическая конфликтология" означала пропаганду марксизма-ленинизма в его интерпретации.