Нормативный, организационный, функциональный подходы к определению социальных институтов.
Нормативный, организационный, функциональный подходы к определению социальных институтов. 3) Функциональный подход. Институты – социальные практики. Социальный институт – исторически сложившаяся нормативно закрепленная, как правило, организационно оформленная модель социальных отношений и действий в определенной сфере общественной жизни. Семья как социальный институт. Семья – это система отношений, основанных на кровном родстве или браке, а так же на общности быта и ответственности родителей за воспитание детей. Типы семьи: • По степени родственных отношений: а) нуклеарная – муж, жена и несовершеннолетние дети, б) расширенная – мама, папа, дети, бабушки, дедушки, дяди. • В зависимости от формы брака: а) моногамные – мужчина с женщиной, б) полигамная – брак одного человека с несколькими людьми, в) семья, основанная на групповом браке – шведская семья – брак многих с моими. • В зависимости от типа властных структур (кто в доме хозяин): а) Патриархальная – отец, б) Матриархальная – мать, в) Эголитарная – равноправие. • В зависимости от выбора места жительства: а)Неолокальные – семья проживает отдельно от родителей, б) Патрилокальная – семья проживает по месту жительства родителей мужа, в) Матрилокальная – семья проживает по месту жительства родителей невеста. • В зависимости от родословной: а) Родословная по мужской линии, б) Родословная по женской линии, в) Двусторонняя родословная. Семья анализируется с позиций функционализма (современная семья утратила производственную и кооперативную функции) и теории конфликта (распределение власти в рамках семьи по материальному признаку). Согласно перепеиси населения 2002 года в России – 34 милиона супружеских пар. Тенденция уменьшения. Число женщин указавших, что состоят в браке, на 65000 больше чем мужчин, указавших свой женатый статус. В 2004 году 72 процента Россиян ответили, что предпочитают официальный брак, 18 процентов предпочитают гражданский брак, 7 процентов предпочитают церковный брак, 2 процента не хотят иметь семью и один процент отказался отвечать на вопрос. Общий коэффицент брачности и разводимости в СССР и России (на 1000 человек) Год Браки Разводы 1940 6,3 1,1 1970 9,7 2,6 1987 9,9 5,9 1990 8,9 5,1 1998 5,8 3,4 2004 6,8 4,4
В 2006 году семьи в процентном соотношении – 34% не имеют детей, 12% не могут, 34% - одного ребенка, 15% - двва ребенка, 3 и более – 30%, воспитывают инвалида 2%. В 2006 году опрос относительно желаний семей – 60% семей хотят 2 детей, 25% семей – сколько получиться, 5% - соласны на одного, 3 и больше – 8%, 1,5% - детей не нужно. 1999 год – опрос о необходимых факторах для рождения детей – 34% – заработок, 33% - уверенность в завтрашнем дне, 16,5% - увеличение жилплощади, 9,4% - помощь государства, 5,9% затруднились ответить. Институт образования. Образование – система взаимоотношений, обеспечивающих процесс передачи последующим поколениям определенных культурных ценностей, знаний и умений, необходимых для выполнения социально значимых функций. Типы образовательных систем: • Элитарное и массовое. • Государственное и негосударственное. • Централизованное и децентрализованное. • Техническое и социально-гумманитарное. Страна Зарплата в долларах учителя с 15летним стажем Южная Корея 40000 долларов США 38000 долларов Тунис 16000 долларов Турция 9000 долларов Россия 700 долларов Россия Доцент 1536 Россия Профессор 2100
Интересный предмет. Один из немногих, имеющих практический характер. Однако под водительством Петра Петровича Политаева "политическая конфликтология" означала пропаганду марксизма-ленинизма в его интерпретации.