Элизиум
Главная | Статьи | Регистрация | Вход
Понедельник
29.04.2024
21:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Лекции » Политическая конфликтология

«Конфликт социальный: понятие, истоки его становления, классификации в социологии позитивизма и исторического материализма»
 «Конфликт социальный: понятие, истоки его становления, классификации в социологии позитивизма и исторического материализма»  
                                      Вопросы:
Понятие «социального конфликта» в разных мировоззренческих курсах;
Краткая история становления понятия «социальный конфликт»;
Классификация «социального конфликта» в социальной позитивизме.
Актуальность данной темы:
       Практическая значимость обусловлена задачами реального курса ПК. Сама ПК – отрасль политологии и конфликтологии.
       Прежде чем изучать сущность политического конфликта надо изучит сущность конфликта вообще и социального в частности. Надо изучать различные взгляды на проблему. ПК возникают только в человеческом обществе и только на базе частной собственности.
1)  Понятие «социального конфликта» в разных мировоззренческих курсах
 А.Р.Аклаев: Конфликт социальный – одно из проявлений социального взаимодействия, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборстве личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций, по меньшей мере, двух сторон. «П.П. – такое представление абстрактно».
Взаимодействие – форма социальной коммуникации общения людей, их общностей, в котором они систематически осуществляют воздействие друг на друга и реализуют приспособление действий одних людей или общностей, к действиям людей, определяют степень солидарности и согласия людей.
Ральф Дарендорф : Конфликт социальный – имманентная характеристика социального развития; он обусловлен:
    -общественные изменения более, есть и будут, как и несогласия, так и конфликт в обществе;
    - для любого общества характерно насилие одной части общества над другим. П.П.: « конфликт не есть неотъемлемая часть развития общества, например, по марксизму: без частной собственности в родоплеменном обществе не было конфликтов.
Конфликт социальный не равен насилию.
Несогласие – естественное отношение противоположностей, объективная вещь;
Противоречие не равно конфликту социальному.
Конфликт не равен насилию.
Насилие – физического или психологическое воздействие одного человека на другого, нарушающее право гражданина, лучную неприкосновенность.
Конфликт социальный – (от латин. «столкновение»), есть столкновение сторон, мнений, сил, высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом, которое характеризуется усилением противоположной тенденции и институтов, социальных общностей и индивидов общества в целом, К.С. формируется в конкретной ситуации, содержащей социальную проблему.
Конфликт социальный – столкновение институтов в конкретной ситуации, только по социальной проблематике.
Социальный конфликт не равен классовой борьбе.
Конфликт социальный – это в конечном итоге, столкновение интересов, социальных групп и индивидов, только на высшей стадии развития их (противоречивость). Конфликт формируется только в конфликтной ситуации и только по социальной проблематике. Социальный конфликт особо остро проникает в эксплуататорском обществе.
2) История становления понятия «социальный конфликт»
        Первые попытки осмысления социального конфликта появились в древности с возникновением рабовладельческих государств. Эти попытки были с позиции идеализма. Например: античный философ Гераклид (530 г. до н.э. – 470 до н.э.), где считал, что в человеческом обществе все рождается через вражду и распри, поэтому единственным всеобщим законом в обществе является война.
        «Война – отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим людьми, одних она сделала рабами, а других свободными»
          Утверждение Гераклида – идеализм и вымысел, потому что Г. не раскрывал суть вражды и расприй, тем более надуманный закон войны, здесь нет раскрытия существенных причин войны.
         Войны не присущи родоплеменным отношениям, там где собственность была родоплеменной. Войны возникают с распадом родоплеменных отношений, с возникновение классов, рабов и рабовладельцев.
        Гераклид прав лишь одном – они имеют место лишь в эксплуататорском обществе. Сведение С.К. к вечной вражде, распри, войнам. Есть идеализм. Война – продолжение политики государства.
       Войны бывают справедливые и несправедливые, захватнические и освободительные. Вопрос о том, что такое С.К. интересен в Средневековье.
       Толкование приобрело богословскую окраску. Ещё были попытки с рождением христианства, несовместимость войн с образом Христа. В 4 веке это ставится под сомнение => Богу угодны войны.
       Появляется трезвое отношение к реальности. Т.Мор, Э.Роттердамский, Ф.Бэкон, тоже сводили С.К. к войнам, хотя и резко осуждали войны, пытались понять причины войн, пути их недопущения. Правда опять осуществляется с позиции идеализма: «причины войн в нищете».
         Мыслители ставили вопрос о том, надо устранить нищету. Бэкон: «Людей надо вести от одной надежды к другой». Открыто осуждали войны Монтескье, Дидро, Вольтер и другие.
        Войну, как С.К. сводили к пережиткам варварской эпохи. Только ликвидация феодализма, приведет к вечному миру. Причины войн с реалистских позиций, были, есть и будут классовые. Война, есть либо вооруженный захват, либо сопротивление агрессии. История убедила в том, что не только не возникло вечного мира, а наоборот, капитализм развязал две мировые войны.
       Терроризм, был есть и будет продолжением капитализма и империализма., политика устрашения национально – освободительные движения и соц., гос.
       В XVIII веке Гегель доказал, что войны полезны в развитии общества. На эти учения опирались реалисты. На них же опирались либеральные учения (2 войны в Чечне).
       Английский экономист, идеалист С.Мальтус, считал, что причины всех бедствий людей – перенаселение.
      Научные открытия Ч.Дарвина состоявшие в теории биологической эволюции буржуазной идеологии взяли на вооружение как якобы естественные причины борьбы людей за существование.
      Польско-литовский юрист Л.Гумплович утверждал, что в основе С.К. лежит особый тип характера – раса. Все конфликты обусловлены различием рас. Это является источником реализма.

Конфликт социальный – это сущность исторического процесса, т.к. они обеспечивают процесс разделения людей на господ и угнетенных. Явление вечное    и конфликты  - вечные. Конфликты способствуют единству общества.

      «Нормальным» явлением объявляет конфликт немец Зиммель, т.к. СК способствует социальной интеграции. Это до сих пор разделяют некоторые идеологи. Авторы учебных пособий описывают разные точки зрения, но не анализируют их. Диаметрально противоположные в историческом материализме. Люди вступают между собой в экономические отношения. Определяющим фактором любых других отношений, являются отношения к средствам производства, может быть либо на равных, либо не наравных. Если не наравных, то обязательно возникают объективные причины возвышения одних над другими. Возможно усиление сопротивления (митинги, демонстрации).
         Понимание С.К. не сводилось не к ссорам, не к спорам, это даже не революция. Это не всякое столкновение интересов, а только такое столкновение вызвано желанием угнетателем, усилить угнетение, что вызывает сопротивление угнетения.
        Марксистская теория более реалистична, т.к. только труд является основой любого общества, сознание – духовная сфера жизни общества. Только из взаимосвязи и взаимодействия общ. бытия к общ. сознания при наличии господства частной собственности возникают столкновения, которые выступают С.Конфликтами  не всякое столкновение есть конфликт, но всякий конфликт есть столкновение. В этом отличие научного понимания от ненаучного.

3. Классификация «политического конфликта» в социальном позитивизме.

Позитивизм – это учение, которое положительно относится к окружающей действительности, автомат. перенос. на общество, законы развития присуще самому обществу  позитивизм схож во взглядах на общество к идеализму.

       Представления о С.К. идеалистичны, потому нет и научной классификации, которое сводится как правило, к сумбуру, к игнорированию единого основания в конфликтах.

                            Типы конфликтов:

Международные и внутриполитические;
Институализированные и неинституализированные;
Конфликт с нулевой  и ненулевой суммой;
Явные и латентные;
Конструктивные и деструктивные;
Действительные и мнимые;
Интенсивные и неинтенсивные;
Макроконфликты и микроконфликты.

4) Классификация в историческом материализме.

            Основания для классификации:

Обязательно ставится задача для классификации;

Выделить четкое основание (сфера социальных отношений);

По носителям конфликта (личность, семья, малые социальные группы, классы (большие социальные группы), нация, государства, группы государств;

По времени протекания (кратковременные, долговременные);

По наглядности протекания (скрытые, явные);

По способам протекания (мирный и вооруженный).

    Тема о С.К не только интересна, но и важна, т.к. не было и нет однозначного понимания С.К., однозначной классификации.

                     Это обусловлено тремя причинами:
разность мировоззрения;
разность методологии;
разность классовых позиций 
нужно знать все позиции, анализировать и доказывать реалистичность той или иной позиции.

Категория: Политическая конфликтология | Добавил: shestovt (15.09.2008)
Просмотров: 2284 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
ИПУ [9]
История Политических Учений Преподаватель - Анатолий Азретович Алафаев
КСЕ [2]
Концепции Современного Естествознания
МПО [2]
Методика преподавания обществознания
МПиМО [4]
Мировая политика и международные отношения. Странный предмет, странно прочитан...
Политическая конфликтология [13]
Интересный предмет. Один из немногих, имеющих практический характер. Однако под водительством Петра Петровича Политаева "политическая конфликтология" означала пропаганду марксизма-ленинизма в его интерпретации.
Политическая психология [0]
Предмет читал Анатолий Азретович Алафаев.
Политическая социология [4]
Интересный курс, собранный преподавателем и на нашей группе апробированный. Читает Андрей Вячеславович Абрамов.
Политические партии [4]
Григорий Григорьевич Лоза максимально лаконично, четко и по делу изложил достаточно интересный курс.
ПАиП [4]
Политический анализ и прогнозирование. Читал Сергей Федорович Вититнев.
ПРПГСиГС [3]
Правовое регулирование положения государственного служащего и государственной службы. Читала Татьяна Константиновна Алябьева.
СТКНБ [5]
Современные теории концепции национальной безопасности. Читает зав. кафедры Политологии Истфака МГОУ.
Право [9]
Татьяна Константиновна Алябьева замечательно прочитала нам смешанный курс гражданского и трудового права.
Этнополитика [2]
Еще один предмет Григория Григорьевича Лозы.
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 91
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright shestovt © 2024