Урок - ролевая игра: «Мы и выборы». Цели: - объяснить учащимся, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения; - развить элементарные умения грамотного поведения в политической сфере общества; - учить анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения; - формирование активной жизненной позиции. Оборудование: 1 .тексты на доске: Ст. 21 «Ты имеешь право принимать участие в политических делах своей страны, как путем участия в деятельности правительства, так и посредством выбора политических лиц, чьи мысли соответствуют твоим собственным». «Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.) Ст. 32.2 «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». «Конституция Российской Федерации» 1993 г.; 2. Таблички с надписями: пенсионеры, молодежь, бизнесмены, средний класс; 3. Листы ватмана, маркеры; 4. Бюллетени; 1. Избирательная урна. Ход игры. I Вводная часть: Учитель: «В нашем государстве, как и в любом правовом государстве человек обладает личными, социально-экономическими, культурными, а также политическими правами, то есть человек имеет право участвовать в политической жизни страны. Сегодня мы проводим ролевую игру «Мы и выборы». Цель нашей игры: узнать, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения». Уч-ся: Каким образом гражданин России может принимать участие в политической жизни страны? (собрания, митинги, шествие, пикетирование, агитация за ту или иную партию, обращение в парламент, референдум, голосование). Учитель: «Одной из форм участия граждан в общественной жизни страны является голосование (выборы). Граждане России обладают как активным избирательным правом (право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти) так и пассивным избирательным правом (право гражданина быть избранным в представительные органы государства). 1 .С какого возраста гражданин России может принимать участие в выборах? 2. Почему так важно участвовать в выборах? Учитель: «Слово выбор происходит от слова выбрать, т.е. отобрать, взять нужное, предпочитаемое. Каждый день в своей жизни вы сталкиваетесь с проблемой выбора: купить маме подарок на день рождение или пойти на дискотеку, подставить подножку однокласснику или помочь малышу. Но в этих ситуациях от вашего выбора зависит только ваша жизнь или жизнь ваших родных, или ближайшего окружения. А вот от выборов главы государства и представительных органов власти зависит жизнь целой страны, её многомиллионных жителей. Вы не первый год наблюдаете, как проходят выборы в нашем государстве. Сегодня вы попытаетесь стать на позиции той или иной социальной группы и ответите на вопрос, почему представители вашей группы принимают участие в выборах». «Наш урок мы проведем в виде игры. Вы уже разбиты на группы: I .Пенсионеры; 2. Молодёжь; 3. Средний класс; 4. Бизнесмены. У вас на столах листы ватмана. За 10-15 мин вы должны ответить на поставленный вопрос, а затем презентовать свои знания (оформленные на листах) всему классу». II После обсуждения представители группы вывешивают на доске результаты своей работы. III Учитель красным фломастером выделяет общие положения из всех программ и делает вывод. Учитель: «Таким образом, ребята, видно, что мы все хотим улучшения благосостояния людей и страны в целом, жить в правовом государстве и когда мы идем на выборы все социальные группы думают о будущем». IV. Учитель «А теперь заключительный этап урока: Сегодня, хотя вам еще нет 18, вы впервые будете участвовать в выборах. Прошу по одному представителю от группы подойти к 1-му столу, где стоит урна. Это будут наши наблюдатели, т.к. присутствие сторонних наблюдателей на выборах обязательно. Перед вами на столах лежат бюллетени: нужное подчеркните и опустите бюллетень в урну».
Бюллетень. 1. Какой политический режим кажется вам наиболее справедливым и экономически эффективным: - Демократический, - Тоталитарный, - Авторитарный. 2. Если бы мне было уже 18 лет, пошел бы я на выборы: «да» «нет» После голосования сторонние наблюдатели вскрыли урну и показали заполненные бюллетени всему классу. Учитель подводит итог: «Сегодня мы попытались ответить на вопрос, почему так важно участвовать в выборах, выяснили структуру выборов и, надеюсь, поняли, что от нас с вами зависит, в каком государстве мы будем жить».