Концепция Современного Естествознания. Чулок Александр Ильич Рекоммендованная литература: КСЕ Голубева, Юнусов. КСЕ Лавриненко. КСЕ Рузалин. КСЕ Горелов. КСЕ Карпенко.
Связь естественных и гуманитарных наук. Натурфилософия: а) естественные (математика, физика, астрономия, химия, анатомия), б) гуманитарные (философия, право, история, литература, искусство). Новое время -дифференциация наук. Математика: алгебра, геометрия, кибернетика, ВТ, информатика, ВКЕ. Химия: органическая, неорганическая, синтетические материалы. Философия: этика, эстетика, логика. Право: римское, гражданское, уголовное. Физика: электроника, микроэлектроника. Анатомия: биология, генетика, генная инженерия.
Взаимосвязь естественной и гуманитарной культуры. Естественная культура – совокупность естественно-энергетических средств жизни человека и общества, включающая разнообразные факторы, орудия труда, технику, технологии, физкультуру и т.д. Духовная (гуманитарная) – система правил поведения людей в обществе на основе этики, юриспруденции, философии, искусства и других гуманитарных наук. Связь. • Единая основа, выраженная в потребностях и интересах человека и общества с целью создания оптимальных условий для самосохранения и совершенствования. • Взаимообмен достигнутыми результатами, путем взаимопроникновения и создания междисциплинарных научных направлений. • Общие ценности для человека и общества.
Наука в духовной культуре общества. Наука – это система знаний и деятельности людей, направленная на анализ, изучение, систематизацию доступной человеку и обществу информаии. Научная деятельность включает в себя следующие элементы: - субъект – носитель сознательной деятельности – исследователь - объект – явленгия, законы на микро-макро-мета уровнях -цели – описания, объяснения, прогнозы и систематизация. -конечный продукт – открытие, изобретение, методология, теории, инновационные технологии. -предмет – конкретное исследование в данном направлении. -средства науки – методы мышления, мозг, память, логика. -средства эмпирического исследования – приборы, оборудование и т.д. Особенность естественных наук: обязательное наличие повторяемости и доказательности новых явлений и фактов и возможность формализации знаний в виде математического или физического установленного возаимодействия и взаимосвязи и строгое следование фактам, подтвержденным в реальности независимыми исследователями, нахождение фундаментальных явлений и последовательностей в среде, ключая человека.
Этапы развития естествознания. • Натурфилософия. • Классическое естествознание. • Синтетическая стадия. • Интегративно-дифференциальная стадия. • Информационная стадия. Натурфилософия. (6-4 вв. до н. э. – 13-15 вв н. э.) Методы наблюдения, догадок, использование концепций простейших стихий. Геоцентрическая концепция мира (Птолемей), законы формальной логики Аристотеля. Классическое естествознание (15-16 вв.) Дифференциация наук. Преобладание эмпирики над теоретикой знаний. Преимущественное исследование предметов, а не явлений. Испольщование методов математики. Неэволюционный взгляд на окружающий мир. Переход от концепции Птолемея к концепции Коперника (Гелиоцентризм). Исаак Ньютон (законы движения, тяготения).\ Синтетическая стадия (18-19 вв.) Преимущественное изучение процессов и явлений. Создание универсальных законов о связи элементов мироздания. Эволюционность природы. Интегрально-дифференциальная стадия (19-20 вв.) Обоснование принципиальной ценности науки. Резкое возрастание эмпирических исследований в различных науках.Возникновение новых синтетических наук. Открытия в облести микро-макро строения веществ. Квантовая теория Гацинберга, общая теория относительности Эйнштейна. Новые принципы разития вселенной. Отказ от прямолинейного движения Ньютона. Пространство может искривляться. Законы Ньютона в оптике не работали. Информационный этап (середина ХХ века – наше время) Создание информацинно-сотового общества. Может привести к четвертой НР. Проблема пятой информационной стадии и дальнейшее разрешение. Современное естествознание можно разделить на три группы: 1) материя, 2) энергия, 3) информация. Концепции, связанные с понятием материи: А) Концепция структурных уровней как в микромире, так и в макромире, мельчайшие вещества – кварки (1\3 заряда электрона) Б) Концепция самоорганизации. Наука – синергетика – о взаимодействиях, взаимоусилениях или взаимоослаблениях. В) Концепция саморегуляции (проблемы кибернетики и робототехники). Г) Концепция эволюционизма (развитие дарвинской теории) Концепции, связанные с понятием энергии: А) Концепция взаимопревращения различных видов энергии (эффективность и использование различных видов энергоресурсов) Б) Проблема альтернативных источников энергии (по отношению к нефти, углю и т.д.) – солнечная, ветровая, биотопливо, геотермальная. В) Проблема биоэнергетики – «биополе» - экстрасенсорные способности. Концепции, связанные с понятием информации. А) Концепция первичности информации. Б) Концепция передачи информации и коммуникаций. В) Концепция генетической передачи информации.
Интересный предмет. Один из немногих, имеющих практический характер. Однако под водительством Петра Петровича Политаева "политическая конфликтология" означала пропаганду марксизма-ленинизма в его интерпретации.