3) Теория Спенсера о военных и промышленных обществах.
Спенсер как социолог выделял два типа человеческого общества: военные и промышленные. Военные общества – это общества которые функционируют по образцу армии: «При военном типе общества армия есть мобилизованный народ, а народ – отдыхающая армия; по этому здесь армия и народ имеют одинаковое строение». Признаки военного общества: одним из сущетсвенных принаков военного общества является государственный централизм, осударственная власть стремится окнтроллировать как внешнюю, так и домашнюю жизнь народа. Спенсер приводит такие примеры: у перуанских инков контроль доодил до требования чтобы народ бедал и ужинал «при открытых дверях», так, чтобы судьи могли входить свободно «для надзора за исоплнением предписанного».
Если государственный централизм – первый признак военного общества, то иерархия индивидов – второй признак. Она обуславливает юридическое неравнество индивидов. Положение индивидов определяется принадлежностью к той или иной ступени иерархии и его привилегиями. Общество строится по образцу армии, где у генерала больше прав, чем у унтер-офицера, а них – больше чем у простых солдат. В военном обществе нет свободы (социальной и политической).
Третий признак военного общетсва – повсеместное принуждение, которым обеспечивается действие объективного права как системызапретов и приказов.
Военно общество сменяется обществом промышленного типа. Члены этого общества (буржуазного, рыночных отношений) заняты промышленной деятельностью, а не войнам. Вместо права как некоторой привелегии действует право как формальное равнество. То есть осуществляется принцип равенства всех перед законом. В промышленном (буржуазном) обществе государством признаются личные права: «Жизнь, свобода, собственность граждан обеспечены государством, где принимаются во внимание интересы всех». Отношение между индивидами в таком обществе возникает на основе добровольно заключаемых договоров, а не в силу отдаваемых государством приказов.
4) Конепция правового государства.
Спенсер верил в промышленный прогресс и поэтому предпочтение отдавал не военному, а промышленному типу общества. В промышленном обществе закономерно появление правовго государства – госдарства, признающего неотчуждаемы права человека. В отличи от Огюста Конта Герберт Спенсер выступал за пизнание за каждым человеком следующих личных прав: 1) право каждого на жизнь, чистый воздух и солнечный свет (узкие и темные улицы средневековых городов – это следствие того, что «дома строили без всякого соображения с правами других людей пользоваться солнечым светом»), 2) заниматься своими делами, как ему угодно; каковы бы ни были его занятия лишь бы они не нарушали свободы других, 3) иметь собственность («индивидуальная собственность есть спутник промышленного прогресса»), 4) свободно передвигаться.
5) Критика теории государственного социализма.
Герберт Спенсер допускал вохможность государственного переворота, в результате которой установится социализм. Он писал: «Социализм неизбежен, но будет величайшим несчастьем, которое когда-либо переживал мир, и кончит самой резкой формой военного деспотизма».
Государство при социализме приобретет новые черты: 1) «создастся государство, в котором ни один человек не будет иметь возможность делать то, что ему нравится, но всякий обязан делать то, что ему прикажут»
Спенсер отрицательно относился к идее государственного социализма, считая что это – возвращние в военному типу общества. Он писал, что «такой социалистический строй» вполне соответствует устройству армии. «Делай свое дело, и получай свой паёк». Спенсер предполагал, что при социализме появится мощный государственный аппарат – огромная армия чиновников.Тот, кто достигнет власти в социалистической организации не остановится ни перед какими средствами, чтобы осуществить свои цели. «Организация чиновников, перейдя за известные фазы развития, становится несокрушимой силой»
Неизбежным следствием процесса бюрократизации является установление тотаитарных диктатур. Опыт 20 века подтверждает это. • • Более того, Герберт Спенсер оказался прав и как психолог – в работе «Грядущее рабство» 1884 года он предсказал, что государственный социализм подготовит социальную катастрофу, подобную той, которую порадила еликая французская революция. • Спенсер предупреждал, что «в каждом социализме подразумевается рабство», поскольку народ несущий огромное бремя труда, надеется на государство, на помощь правительства, и тем самым ослабляет личную энергию, становится пассивным и послушным. • • 6) Спенсер как теоретик социал-дарвинизма. • Спенсер был противником законов о социальной защите, социальном обеспечении. Он считал что они способствуют вырождению и гибели рода человеческого. Такие социальные законы вдут к тотальной деградации общества. Ибо законы социальной защиты способствуют выживанию слабых, слабоумных и больных. Такие законы противны закону естественного отбора – должен выживать сильный, умный и умелый. • • СПЕНСЕР СЫГРАЛ ВЫДАЮЩУЮСЯ, НО НЕОТМЕЧЕННУЮ ПО ПРАВУ РОЛЬ В РАЗВИТИИ МЫСЛИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ. • Ковалевский и большинство социологов до сих пор занимаются тем, что повторяют сказанное Контом и Спенсером.
Интересный предмет. Один из немногих, имеющих практический характер. Однако под водительством Петра Петровича Политаева "политическая конфликтология" означала пропаганду марксизма-ленинизма в его интерпретации.