Буржуазные политико-правовые учения в западной Европе начала 20 века.
Буржуазные политико-правовые учения в западной Европе начала 20 века.
Установление политического господства европейской буржуазии заметно ослабило апелляции либерализма к морали, религиозным принципам и совести индивида. Возникла потребность в правильном закреплении основ гражданского общества (в первую очередь, института частной собственности) в защите установленного буржуазией политического и правового порядка. Это обусловило развитие континентального юридического позитивизма, перенесшего акцент на поддержание социального порядка с моральных основ на формально-правовые.
Юридический позитивизм немецкого немецкого мыслителя, юриста Карла Бергбома (1849-1927).
Он – один из наиболее видных теоретиков континентального позитвиизма. Его учение опирается на философский позитвиизм, который был перенесен в юриспруденцию. Философский позитивизм – это направление в философии и науке со времен Канта, которое исходит из позитивного, то есть из данного, фактического, несомненного и ограничивает им свое исследование и изложение, метафизические объяснения считаются неосуществимыми и практическим бесполезными. Система позитвизма было создана О. Кантом (1799-1857).
Рассматривая право, как очевидно позитивный факт, исследуемый посредством наблюдения, эксперимента, опыта, Бергбом выделяет оченочные суждения в праве. На этом основании он отрицает доктрину естественного права и учение о народном духе исторической школы права в Германии, как спекулятивные и метафизические. По его мнению естественное право не более чем субъективное предположение, не являющееся общеобязательным. Если естественное право воспринимать в качестве элемета првопорядкавсерьез, то оно, скорее, пораждает хаос и анархию, поскольку разделяет право на естественное и положительное, которые часто противоречат друг другу, пораждая правовой дуализм. «Любое дуалистическое учение о праве является с точки зрения практической жизни невозможным». Он считал, что единственное реальное право – то, которое выражено в законе. Бергбом считал, что государство предшествует праву исторически и логически, создавая строгую систему норм, актов гоударства, которые опираются на принцип верховенства закона. Государство рассматривается Бергбомом как правовая конструкция, юридическая организация народа. Государство – субъект права, юридическое лицо, которое призванно обеспечить законность и правопорядок, путем издания своих властных велений, обязательных для исполнения граждан. Форма государства у Бергбома – правовая, то есть ограниченная в своих действиях правом и законом. Таким образом Бергбом рассматривал право как первооснову социально жизни, а государство как главный и единственный субъект права. Бергбому так и не удалось создать единую теорию , выявить взаимосвязь права и государства с социалными отношениями.
Адемир Эсмен, французский правовед.
Юридический позитивизм во Франции делал акцент на выявлении правовой природы государства, избегая выявления связи государства с социальными отношениями. Поэтому доктрину юридического позитивизму во Франции разрабатывали преимущественно конституционалисты, государствоведы. Эсин представлял государство как юридическую конструкцию, отождествляемую с правопорядком, с набором норм.
Интересный предмет. Один из немногих, имеющих практический характер. Однако под водительством Петра Петровича Политаева "политическая конфликтология" означала пропаганду марксизма-ленинизма в его интерпретации.