Философский и юридический позитивизм как новая методология анализа государства и права в первой половине 19 века в Западной Европе
Философский и юридический позитивизм как новая методология анализа государства и права в первой половине 19 века в Западной Европе. • Позитивизм как научная парадигма. • Политико-правовое учение Огюста Конта (1798 -1857). • Доктрина юридического позитивизма Джона Остина (1790-1859). Позитивизм как научная парадигма. Смысл позитивизма как научной парадигмы (образца, примера, явления, альтернативы, мира и т.д.) можно сформулировать следующим образом: позитивными являются знания «истинно доступные нашему уму и полезные для нас» (Огюст Конт). Если различные идеологии по своему отражают мир, то позитивизм не является идеологией. Позитивизм претендует на то, что это не идеология, а полезная и понятная человеческому уму наука. Позитивизм не отражает ни классовых интересов, не представляет собой набор идейных установок, принципов, ценностей и социально-политических ориентаций. Позитивизм – это сугубо исследовательская парадигма, включающая совокупность познавательных принципов и приемов отображения окружающей действительности . Претендует на нечто отличное от материализма, идеализма и дуализма. Он представляет собой теоретическую модель истолкования политико-правовых явлений, которая рассматривалась в философии первой половины 19 века в качестве образца и стала основой целой научной традиции. Позитивизм получил в России большое распространение, но после 1017 года о отошел на задние планы. Служил методологической основой соответствующих теорий политики, государства и права. Позитивизм стремился преодолеть недостатки нормативно-ценностного и социологического подходов к исследованию государства и права. Нормативно-ценностный подход рассматривал государство и право с позиции идеала, который был либо результатом божественного промысла, либо воплощением природного разума. Либо выводился из природы человека. Существенным недостатком данного подхода является умозрительность, иллюзорность идеала, что делает его обоснованность сомнительной. Социологический подход рассматривал государство и право с точки зрения их обусловленности не политическими факторами – моралью, традициями, психологией неравенством потребностями, интересами, формой собственности. Что снижало самостоятельность самих государственных институтов (Историческая школа Германии, Марксизм, либерализм) Критическое отношение к нормативизму и социологизму, успехи естественных наук в результате научной революции 17 века, последствия промышленного переворота в виде экономических и политических кризисов в капиталистическом обществе по новому поставили проблему эффективности социальной функции науки. Встал вопрос о роли науки в предотвращении социальных конфликтов и гармонизации общественных отношений. Огюст Конт. Родоначальником философского позитивизма является французский мыслитель Огюст Конт. Огюст был создателем самостоятельной науки – социологии. Он первым предложил очертить границы научного знания об обществе. Фиксацией точных связей между конкретными явлениями, действиями, функциями, институтами. В течении шести лет Огюст Конт был секретарем был секретарем Анри де Сен-Симона, а в 1830-1846 годах опубликовал шеститомный «Курс позитивной философии», где сформулировал доктрину позитивизма. По Конту позитивизм – это знания «истинно доступные нашему уму и полезные для нас». Положительное знание дается не отвлеченными и пустыми спорами о «первопричинах» бытия и сознания, а только опытом, наблюдением, экспериментом. (Эмпиризм Френсиса Бэкона). Познание «первоначал» изначально недостижимо, а, следовательно, не имеет практического значения. Поэтому рассматривать категорию «сущности» Огюст Конт считал пережитком донаучных представлений. Он считал, что наука должна изучать факты, закономерности, их связи и отношения. Огюст Конт писал: «Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конченых причин явлений изучением их непреложных законов» Другими словами, в замене слова почему словом как. Огюст Конт, определяя задачи позитивизма, подчеркивал: «Жить при полном свете… Знать, чтобы предвидеть, мыслить чтобы действовать» По мнению Конта, социология должна объективно, на основе эксперимента и наблюдения, подобно естественным наукам, формулировать закономерности развития общества. Она должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления., которые рассматриваются не изолированно, а взаимосвязи. Назначение социологии как науки состоит в предвидении будущего, поскольку только положительные знания о причинах и механизмах взаимодействия индивидов, социальных групп помогут предвидеть и преодолеть конфликты, антагонизм, кризисы, войны. В Юриспруденции произошел переход от возможности познания сущности государства и права, выявления их причины к анализу того, как действуют правовые институты государства.
Интересный предмет. Один из немногих, имеющих практический характер. Однако под водительством Петра Петровича Политаева "политическая конфликтология" означала пропаганду марксизма-ленинизма в его интерпретации.