1) Характеристика класса. 2) Цели, поставленные перед учащимися (познание, воспитание, развитие) 3) Форма урока. 4) Приемы и методы (словесный, наглядный) 5) Основные понятия и ведущие идеи рока. 6) Связь урока с повседневным опытом учащегося. 7) Как организовать познавательную деятлеьность учащегося. 8) Оценить соотношение на уроке продуктивной, преобразующей, творческой деятельности. 9) Как прошло закрепление.
Тема: Организация познавательной деятельности.
2 вида задач: практические и познавательные. Практические: дано условие-ситуация, нужно из текста сделать выводы Познавательное: требует знаний и творческих навыков, например - программа партии. Разработка системы заданий: 1) надо знать ель курса. 2) задачи круса 3) Требования к учащимся. 4) Содержание круса, объем и глубина знаний. 5) Степень развития школьников. 6) Наличие доступных источников информации.
При смене видов деятельности: 1) Работа с неадаптированными источниками. 2) Критическое воспритятие и осмысление разнородной социальной информации и оценочное суждение по этой информации. 3) Анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни. 4) Решение задач творческой и логической, на основе полученных знаний. 5) Участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по ситационным проблемам. 6) осуществление учебно-исследовательской работы по социальной проблематике. 7) Подготовка рефератов. 8) Написание эссе. А - тема М-Б сформулирована в виде проблемы: вопроса или понятия. Б - нет плана, пишется в произвольной форме. В - ненаучная работа, следовательно ен требуется обоснование каждого положения и вывода. Г - субъективно, эмоционально . Д - допускаются парадоксы и всякие высказывания.
1) Ищем значения понятий в словарях. 2) Периоды, события, деятели. 3) Обратиться к словарю афоризмов. 4) Личностная оценка: я считаю, одобряю + доказательство. 5) Объем - 1 А4;.
Специфика работы с эссе по обществознанию. 1) Работу начинать на черновике, широкие поля на одной стороне. Поля нужны чтобы править, на обороте - цитаты. 2) Запись и на черновике - точная формулировка темы эссе. 3) Главная задача - понятий и раскрыть тему. 4) Выделить основную идею автора, определить, к какому разделу ее отнести и ее рассматривать. 5) Из всего создать конфетку. 6) Вступление - фокусирует проблему эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, вызывает обществоведческие аспекты темы. 7) Заключение должно стать наиболее яркой мыслью. 8) Основная часть эссе - мысли автора, краткие тезисы, аргументы каждого тезиса.
Тема: Проектные технологии. Вид, обозначающий технологии. Нацелено на самостоятельный поиск учащимся на решение проблемы, использование на основе использования ряда исследовательских методов с обязательной презентацией результата. Основоположник - американский философ Дью.
По количеству учащихся проекты бывают индивидуальные и групповые. По продолжительности - краткосрочные (1 неделя), среднесрочные (1-4 недели), долгосрочные (2 месяца - 2 года), например - современные политические идеологии (2 часа) - краткосрочный проект, результат: создание наглядного пособия, в котором суть той илои иной идеологии. По доминирующему виду деятельности - информационные, исследовательские и прикладные. Информационные - это доминирующая деятельность типа сбора, анализа и обработки информации. Исследовательские - моделирование ситуации научного поиска. Прикладные - это решение по устранению недостатков. По масштабности - классные, межклассные, обще и межшкольные.
Требования к проэктной деятельности: 1) Наличие проблемы, которая предполагает интеграцию знаний и исследовательский поиск решений, то есть деятельность учащихся, направленная на результаты. Примеры: как найти работу, мы и реклама, брак и брачный договор. 2) практическая и теоретическая познавательная значимость предполагаемых результатов. 3) Самостоятельная деятельность учащихся 4) Структурирование содержания части проекта с указанием поэтапных результатов. 5) Список литературы. 6) Использование исследовательскикх методов, предусматривающие опредленную последовательную деятельность.
Игровые технологии. Игровая форма взаимодействия учащихся, основанная на моделировании в учебном процессе ситуаций отражающих отношения и реалии современной жизни (моделирующие технологии). "Избирательный процесс" - учащиеся ставятся в различные роли. "обучающие игры" - единые правила. "Работа" - практическая, групповая, коллективная, соревновательная, моментальная. "Познавательно дидактические игры" - создание ситуаций, характерно включающих изучаемый обществоведческий материал в необычный игровой контекст, имеющий аналог в реальной жизни. "Ролевые игры" - деловые игры. "Компьютерные технологии"
Виды и формы контроля. 1) Входной стартовый контроль. - на 1 уроке каждого года. 2) Тематический. 3) Текущий. - по каждому уроку 4) Итоговый. - по итогам курса
Текущий и тематический - выявляют и сравнивают результаты каждого этапа учебной деятельности с требованиями, задачами учебной программы и стандарта. Текущий - как по ходу, так и домашние задания. Тематический - в форме зачета, письменного или устного. Итоговый - в конце четверти и года.
Форма проведения контроля.
Устный опрос, письменная проверка. Когда письменно - надо либо несколько вариантов ответов, либо разные вопросы. Тесты, открытые задания. Объект контроля - ДЗ. Можно комбинировать устные и письменные задания.
Контрольные задания, по способы умственной деятельности, по классификации Запорожца делятся на:
1) Заданные требования анализа и синтеза обществоведческого материала (выделение глав, установка внешних и внутренних связей, вычисление существенных признаков, явлений и процессов, их обобщение, характеристика рассматриваемых социальных объектов и тому подобное ) 2) Задания, требующие сравнения, сопоставления, и исследования обобщенных социальных объектов, процессов, предметов материально-духовной культуры и др. (Черты, сходства, отличия и тому подобное) 3) Задания, требующие умозаключений и выводов, соотнесения отдельных фактов с действующими определенными закономерностями. 4) Задачи, требующие доказательства правильности выводов. (подтверждающие выводы примеры, обоснования или опровержения выдвинутых гипотез)
Социальный статус личности. Цели урока: образовательная - 1) раскрытия понятия социальный статус и социальная роль, 2) выявление основных черт социального статуса, его соотношения с социальной ролью личности, 3) на основе рассмотренного статусного набора человека сформировать представление о наличии главного статуса, а так же личного и социального статуса, а так же возможности их изменения, 4) с учетом формирования знаний о несовпадении статусов, их типов, статусных прав и обозначений, подвести учащегося к выводу о том, что человек проявляет себя как личность в обществе с другими моделями и он не существует вне статуса, 5) объяснить, что человек может приспособиться к меняющейся социальной среде.
План: 1) Социальное взаимодействие и социальный статус личности, ее положение в обществе. 2) Социальная роль личности. 3) Социальный конфликт в обществе. 4) Социализация личности и ее формы.
Понятия: 1) Социальный статус - это позиция человека, предполагающая определенные права или обязанности, ранг или позиция индивида в группе, или групп между собой. 2) Статус - а) достигаемая социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор и конкурирует с другими индивидами, б) предписанный обществом социальный статус, в) общественный. 3) Главный статус - это статус, характерный для данного человека. 4) Личный статус - положение человека в малой группе. 5) Смешанный статус - достигаемый и предписываемый.
Исторические типы стратификации: 1) Родовой 2) Кастовый 3) Сословный 4) Классовый Признаки слоев - экономическое положение людей, социальный престиж, авторитет, влияние, распределение труда, объем властных полномочий. Дополнительные признаки - этно-национальные качества, религиозный, культурно-мировоззренческая позиция, место проживания, родственные связи. Социальная модель - предписанные конкретному статусу нормы поведения.
Ролевой конфликт - конфликт связанный с выполнением индивидом одной или нескольких социальных ролей, которые несовместимы. Социальный конфликт - попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, унижения или уничижения противника.
Классификация: 1) Личностный 2) Межличностный 3) Межгрупповой 4) Конфрантация принадлежностей. 5) Конфликт с внешней средой.
Причины - социальная неоднородность общества, наличие противоречий противоположных ориентаций, разные уровни дохода.
Интересный предмет. Один из немногих, имеющих практический характер. Однако под водительством Петра Петровича Политаева "политическая конфликтология" означала пропаганду марксизма-ленинизма в его интерпретации.