Теоретические воззрения на этничность и ее связь с политикой
Теоретические воззрения на этничность и ее связь с политикой.
Этнология - наука, изучающая этносы или народы, то есть большие сообщества людей, объединенные общностью культуры, языка, самосознания, и исторической судьбой.
Этнология изучает идентичность и формы культурной самоорганизации народов, закономерности их коллективного поведения, их взаимодействия.
Социальная антропология - наука о месте человека в традиционном и современном обществе, об особенностях социальной организации народов мира.
Этнопсихология - наука об этнических особенностях психики людей, национального характера, этнического самосознания и этнической самоидентификации.
Эти дисциплины формируют информационную базу и методологическую основу для этнополитики. Принципиальное различие этих дисциплин в различии подходов, сводящиеся к нескольким теоретическим моделям.
1) Примордиализм - представление о том, что этносы имеют глубокие исторические корни, что их природа, их отличительные особенности не столько продукты социального развития, сколько некая изначальная данность, в том числе и биологически обусловленная. Наиболее очевидно эти воззрения проявились в рамках социально-биологического подхода. В основе подхода лежат идеи, высказанные Гербертом Спенсером (1820-1903 гг.) - распространение законов естественного обора, сформулированные Чальзом Дарвином, на человеческое общество, предположение об инстинкте самосохранения и продолжения рода как основе всех действий человека. "Каждый человек изначально запрограммирован на самосохранение и продолжение своих генов" В то же время, считают что эволюционная борьба за существование происходило в коллективе, и стремление быть частью коллектива заложено в природу человека. Пьер ван дер Берге, Лев Гумилев (С точки зрения эволюции вида как целого, этносы были всегда, этнос - не следствие, а предпосылка социальной эволюции человека), Андрей Элез (поддерживает Гумилева и Спенсера). Клиффард Гиртц и Эдвард Шилз полагали что этнические национальные связи являются базовыми и всегда будут играть важную роль в общественном развитии. Шилз полагает, что идентичность образуется прежде всего в результате взаимодействия в первичных группах, т.е. в этнических группах, и гораздо меньше зависит от деятельности политических сил. Энтони Смит считал, что этносы являются основой современных наций, и изучения наций не может обойтись без изучения этнической истории. Выделял два типа развития этносов: латеральный - развитие вширь в результате завоеваний - в империи формируется элитный слой, порывающий с собственным сообществом, отрекается от обычаев массы населения и создает свою культурную среду, в результате между элитой и обществом оказывается мало общего и объединяет их прежде всего фигура священного царя, и вертикальный - обычный для большинства этносов Западной Европы, элиты ориентированы на связи внутри этносов, в результате возникает связь и политическая культура становится общей, и главную роль играло представление о священной общности людей. Формирование национализма как идеологии начинается с национализации культуры. Современные последователи Смита согласны с тем, что нация является социальной конструкцией или творением элит, для них важно подчеркнуть значение реальной основы, которая служит регулятором процесса нациостроительства.
2) Функционализм - основы были заложены Огюстом Контом (1798-1857) и Гербертом Спенсером. Этничность чаще всего рассматривается как приходящее, ограниченное во времени явление. Большое внимание уделяется функционированию культуры, потребностям людей, трансляции культурных норм и ценностей. Бронислав Малиновский - ведущий специалист данного направления (1884-1942) - сформулировал основные положения функционализма: при исследовании общества необходимо описывать различные проявления культурной жизни в их целости и взаимосвязи. Культура по Малиновскому представляет собой сложную совокупность взаимосвязанных институтов, призванных удовлетворять первичные биологические и вторичные, порожденные культурой, потребности. Различия между культурами обусловлены способами удовлетворения базовыми потребностями, на прямую независящих от культуры. Эти способы - "культурный стандарт жизни". Помимо базовых, есть еще и производные потребности, формируемые самой культурной средой. Так же, Малиновский одним из первых разработал понятие "института" не только применительно к социальной антропологии, но и к социологии. Средства удовлетворения базовых и производных потребностей представляют собой некую "организацию", а первичная единица организации - институт. В основе организованного поведения людей лежат потребности. Из сопоставления элементарных потребностей и способов их удовлетворения выводится понятие "функция". Функция - удовлетворение органического импульса или потребности подобающим актом или способом удовлетворения. "В культуре не бывает ничего случайного, и все ее элементы несут функциональную нагрузку" Английский антрополог Альфред Радклифф-Браун (1881-1955) изложил свою концепцию в двух трудах - "Метод этнологии и социальной антропологии" и "Историческая и функциональная интерпретация культуры". Он делил антропологию на три направления - человеческая биология, доисторическая археология, и этнография (этнология). Под этнологией он понимал научное направление, изучающее конкретные исторические особенности отдельных народов, процессы их внутреннего развития. Этнология призвана изучить конкретные факты, касающиеся прошлого и настоящего разных народов. Социальную антропологию он определяет так: "Социальная антропология формулирует и научно доказывает общие законы развития человеческого общества, формирование и функционирование культуры" . Метод познания этих законов - генерализирующий, функциональный и сравнительно-социологический. Подчеркивал важность соединения метода "исторических изучений" (присущ этнологии) с методом "социологических изучений" (присущ антропологии). Заменил термин культура термином социальная система. Функционализм первым из всех направлений заявил о своем прикладном характере, стремился использовать социальную антропологию для решения колониальных проблем в Великобритании. Под влиянием функционализма была разработана концепция косвенного управления, решавшая проблемы управления через исторические институты, свойственные колониям.
3) Конструктивизм - в 1967 году Питер Бергер и Томас Лукманн впустили книгу "Социальное конструирование реальности". Основная идея данного труда состоит в утверждении: "Общество как объективная реальность одновременно является и продуктом деятельности людей, и в этом смысле она есть социальный конструкт". Получил наибольшее распространение в США и других эмигрантских странах з-за отсутствия в них естественной укорененности этнических групп. Американский культурный антрополог Жоржа Комароффа и норвежский антрополог и этнолог Фредерик Барт (1899-1971). Фредерик Барт определял этничность как "широкую категорию социальной идентичности, ситуативный феномен, создаваемый средствами символического различения". Барт полагает что "этническая граница направляет социальную жизнь". Для конструктивизма этничность - это вопрос сознания. Членство в этнической группе зависит от того, как индиви представляет себе эту группу. Поэтому, считает Барт, для определения этничности решающее значение имеет не культура этноса вообще, а тее ее характеристики, которые в данный момент подчеркивают различие и групповые границы. Этнос в конструктивизме - это общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации, самораспределения по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях. Этничность в конструктивизме - процесс социального конструирования воображаемых общностей, основанный на вере в то, что они связанны естественными и даже природными связями, единым типом культуры и идеей или мифом об общности происхождения. Современная этнологи, основанная на философии постмодернизма, идет еще дальше, подчеркивая бесконечность, неопределенность и даже текучесть этничности. Ярким примером тому явлется монография Бенедикта Андерсона "Воображаемые сообщества". В его понимании нация - это как раз и есть воображаемое сообщество, которое конструируется сознательно и с использованием совершенно определенных механизмов. Андерсон пытается опровергнуть широко укоренившееся представление о том, что нация стала фактом общественной жизни лишь в результате Великой Французской Революции. Деятели ВФР ввели в оборот термин национализм. Андерсон считает, что национализм впервые появился в Латинской Америке во время борьбы испанских колоний за независимость. 18 стран латинской Америки говорит на одном языке, при этом население каждой отдельной страны эмоционально поддержало приобретение независимости в рамках своих административных границ, а не всего сообщества испаноговорящих стран. Латиноамериканские националисты зародились среди креольских элит, образовавшихся от смешанных браков испанцев с местным населением, вышли из под испанского контроля и обрели статус правящего сословия. Их лозунгом стала Национальная независимость без социальной революции. Пример латиноамериканских стран был использован для насаждения национализма сверху в реде европейских стран, Японии и Индонезии.
Интересный предмет. Один из немногих, имеющих практический характер. Однако под водительством Петра Петровича Политаева "политическая конфликтология" означала пропаганду марксизма-ленинизма в его интерпретации.