Теоретические воззрения на этничность и ее связь с политикой - Этнополитика - Лекции - Статьи - shestovt
Элизиум
Главная | Статьи | Регистрация | Вход
Суббота
03.12.2016
01:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Лекции » Этнополитика

Теоретические воззрения на этничность и ее связь с политикой
Теоретические воззрения на этничность и ее связь с политикой.

Этнология - наука, изучающая этносы или народы, то есть большие сообщества людей, объединенные общностью культуры, языка, самосознания, и исторической судьбой.

Этнология изучает идентичность и формы культурной самоорганизации народов, закономерности их коллективного поведения, их взаимодействия.

Социальная антропология - наука о месте человека в традиционном и современном обществе, об особенностях социальной организации народов мира.

Этнопсихология - наука об этнических особенностях психики людей, национального характера, этнического самосознания и этнической самоидентификации.

Эти дисциплины формируют информационную базу и методологическую основу для этнополитики.
Принципиальное различие этих дисциплин в различии подходов, сводящиеся к нескольким теоретическим моделям.

    1) Примордиализм - представление о том, что этносы имеют глубокие исторические корни, что их природа, их отличительные особенности не столько продукты социального развития, сколько некая изначальная данность, в том числе и биологически обусловленная.
    Наиболее очевидно эти воззрения проявились в рамках социально-биологического подхода. В основе подхода лежат идеи, высказанные Гербертом Спенсером (1820-1903 гг.) - распространение законов естественного обора, сформулированные Чальзом Дарвином, на человеческое общество, предположение об инстинкте самосохранения и продолжения рода как основе всех действий человека. "Каждый человек изначально запрограммирован на самосохранение и продолжение своих генов" В то же время, считают что эволюционная борьба за существование происходило в коллективе, и стремление быть частью коллектива заложено в природу человека. Пьер ван дер Берге, Лев Гумилев (С точки зрения эволюции вида как целого, этносы были всегда, этнос - не следствие, а предпосылка социальной эволюции человека), Андрей Элез (поддерживает Гумилева и Спенсера).
    Клиффард Гиртц и Эдвард Шилз полагали что этнические национальные связи являются базовыми и всегда будут играть важную роль в общественном развитии. Шилз полагает, что идентичность образуется прежде всего в результате взаимодействия в первичных группах, т.е. в этнических группах, и гораздо меньше зависит от деятельности политических сил.
    Энтони Смит считал, что этносы являются основой современных наций, и изучения наций не может обойтись без изучения этнической истории. Выделял два типа развития этносов: латеральный - развитие вширь в результате завоеваний - в империи формируется элитный слой, порывающий с собственным сообществом, отрекается от обычаев массы населения и создает свою культурную среду, в результате между элитой и обществом оказывается мало общего и объединяет их прежде всего фигура священного царя, и вертикальный - обычный для большинства этносов Западной Европы, элиты ориентированы на связи внутри этносов, в результате возникает связь и политическая культура становится общей, и главную роль играло представление о священной общности людей. Формирование национализма как идеологии начинается с национализации культуры.
    Современные последователи Смита согласны с тем, что нация является социальной конструкцией или творением элит, для них важно подчеркнуть значение реальной основы, которая служит регулятором процесса нациостроительства.

    2) Функционализм - основы были заложены Огюстом Контом (1798-1857) и Гербертом Спенсером. Этничность чаще всего рассматривается как приходящее, ограниченное во времени явление. Большое внимание уделяется функционированию культуры, потребностям людей, трансляции культурных норм и ценностей.
    Бронислав Малиновский - ведущий специалист данного направления (1884-1942) - сформулировал основные положения функционализма: при исследовании общества необходимо описывать различные проявления культурной жизни в их целости и взаимосвязи. Культура по Малиновскому представляет собой сложную совокупность взаимосвязанных институтов, призванных удовлетворять первичные биологические и вторичные, порожденные культурой, потребности. Различия между культурами обусловлены способами удовлетворения базовыми потребностями, на прямую независящих от культуры. Эти способы - "культурный стандарт жизни". Помимо базовых, есть еще и производные потребности, формируемые самой культурной средой. Так же, Малиновский одним из первых разработал понятие "института" не только применительно к социальной антропологии, но и к социологии. Средства удовлетворения базовых и производных потребностей представляют собой некую "организацию", а первичная единица организации - институт. В основе организованного поведения людей лежат потребности. Из сопоставления элементарных потребностей и способов их удовлетворения выводится понятие "функция". Функция - удовлетворение органического импульса или потребности подобающим актом или способом удовлетворения. "В культуре не бывает ничего случайного, и все ее элементы несут функциональную нагрузку"
    Английский антрополог Альфред Радклифф-Браун (1881-1955) изложил свою концепцию в двух трудах - "Метод этнологии и социальной антропологии" и "Историческая и функциональная интерпретация культуры". Он делил антропологию на три направления - человеческая биология, доисторическая археология, и этнография (этнология). Под этнологией он понимал научное направление, изучающее конкретные исторические особенности отдельных народов, процессы их внутреннего развития. Этнология призвана изучить конкретные факты, касающиеся прошлого и настоящего разных народов. Социальную антропологию он определяет так: "Социальная антропология формулирует и научно доказывает общие законы развития человеческого общества, формирование и функционирование культуры" . Метод познания этих законов - генерализирующий, функциональный и сравнительно-социологический. Подчеркивал важность соединения метода "исторических изучений" (присущ этнологии) с методом "социологических изучений" (присущ антропологии). Заменил термин культура термином социальная система. Функционализм первым из всех направлений заявил о своем прикладном характере, стремился использовать социальную антропологию для решения колониальных проблем в Великобритании.
    Под влиянием функционализма была разработана концепция косвенного управления, решавшая проблемы управления через исторические институты, свойственные колониям.  

    3) Конструктивизм - в 1967 году Питер Бергер и Томас Лукманн впустили книгу  "Социальное конструирование реальности". Основная идея данного труда состоит в утверждении: "Общество как объективная реальность одновременно является и продуктом деятельности людей, и в этом смысле она есть социальный конструкт". Получил наибольшее распространение в США и других эмигрантских странах з-за отсутствия в них естественной укорененности этнических групп.
    Американский культурный антрополог Жоржа Комароффа и норвежский антрополог и этнолог Фредерик Барт (1899-1971). Фредерик Барт определял этничность как "широкую категорию социальной идентичности, ситуативный феномен, создаваемый средствами символического различения". Барт полагает что "этническая граница направляет социальную жизнь". Для конструктивизма этничность - это вопрос сознания. Членство в этнической группе зависит от того, как индиви представляет себе эту группу. Поэтому, считает Барт, для определения этничности решающее значение имеет не культура этноса вообще,  а тее ее характеристики, которые в данный момент подчеркивают различие и групповые границы. Этнос в конструктивизме - это общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации, самораспределения по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях. Этничность в конструктивизме - процесс социального конструирования воображаемых общностей, основанный на вере в то, что они связанны естественными и даже природными связями, единым типом культуры и идеей или мифом об общности происхождения. Современная этнологи, основанная на философии постмодернизма, идет еще дальше, подчеркивая бесконечность, неопределенность и даже текучесть этничности.
     Ярким примером тому явлется монография Бенедикта Андерсона "Воображаемые сообщества". В его понимании нация - это как раз и есть воображаемое сообщество, которое конструируется сознательно и с использованием совершенно определенных механизмов. Андерсон пытается опровергнуть широко укоренившееся представление о том, что нация стала фактом общественной жизни лишь в результате Великой Французской Революции. Деятели ВФР ввели в оборот термин национализм. Андерсон считает, что национализм впервые появился в Латинской Америке во время борьбы испанских колоний за независимость. 18 стран латинской Америки говорит на одном языке, при этом население каждой отдельной страны эмоционально поддержало приобретение независимости в рамках своих административных границ, а не всего сообщества испаноговорящих стран. Латиноамериканские националисты зародились среди креольских элит, образовавшихся от смешанных браков испанцев с местным населением, вышли из под испанского контроля и обрели статус правящего сословия. Их лозунгом стала Национальная независимость без социальной революции. Пример латиноамериканских стран был использован для насаждения национализма сверху в реде европейских стран, Японии и Индонезии.




Категория: Этнополитика | Добавил: shestovt (27.03.2009)
Просмотров: 907 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1  
Элитные знакомства! www.znakomstva-18.tk

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
ИПУ [9]
История Политических Учений Преподаватель - Анатолий Азретович Алафаев
КСЕ [2]
Концепции Современного Естествознания
МПО [2]
Методика преподавания обществознания
МПиМО [4]
Мировая политика и международные отношения. Странный предмет, странно прочитан...
Политическая конфликтология [13]
Интересный предмет. Один из немногих, имеющих практический характер. Однако под водительством Петра Петровича Политаева "политическая конфликтология" означала пропаганду марксизма-ленинизма в его интерпретации.
Политическая психология [0]
Предмет читал Анатолий Азретович Алафаев.
Политическая социология [4]
Интересный курс, собранный преподавателем и на нашей группе апробированный. Читает Андрей Вячеславович Абрамов.
Политические партии [4]
Григорий Григорьевич Лоза максимально лаконично, четко и по делу изложил достаточно интересный курс.
ПАиП [4]
Политический анализ и прогнозирование. Читал Сергей Федорович Вититнев.
ПРПГСиГС [3]
Правовое регулирование положения государственного служащего и государственной службы. Читала Татьяна Константиновна Алябьева.
СТКНБ [5]
Современные теории концепции национальной безопасности. Читает зав. кафедры Политологии Истфака МГОУ.
Право [9]
Татьяна Константиновна Алябьева замечательно прочитала нам смешанный курс гражданского и трудового права.
Этнополитика [2]
Еще один предмет Григория Григорьевича Лозы.
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 90
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright shestovt © 2016