Политко-правовая доктрина Солидаризма Леона Дюги - ИПУ - Лекции - Статьи - shestovt
Элизиум
Главная | Статьи | Регистрация | Вход
Воскресенье
04.12.2016
11:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Лекции » ИПУ

Политко-правовая доктрина Солидаризма Леона Дюги
Политко-правовая доктрина Солидаризма Леона Дюги (1859-1928).
Солидаризм противоречит марксизму, поэтому в СССР не рассматривался.

    •    Происхождение доктрины Солидаризма. Ее философская сонова.
    •    Леон Дюг и его теоретические труды.
    •    Взгляды Леона Люги на право.
    •    Взгляды Леона Дюги на государство.
    •    Политические идеалы Леона Дюги.

Происхождение доктрины Солидаризма. Ее философская сонова.

На рубеже 19-20 веков широое распространение в Западной Европе получили идеи солидаризма, в свое время высказываемые Огюстом Контом, который внес в научный оборот понятия солидаризм и солидарность. Эти идеи также высказывались Эмилем Дюркгеймом, доказавшим, что солидарность является следствием общественного раздеделния труда. Этой же темы касался Леон Буржуа, объяснявший солидарность фактом совместного проживания людей, налагавшим на них обязанности перед собой и даже потомками.
Философской основой солидаризма явился позитвииз Огюста Конта, который был направлен против либерального индивидуализма, разрушающего социальные связи между отдельными индивидами путем изоляции их от собратьев.
Солидаристы негативно относились к субъективным правам, ибо они превращают индивидов в миллионы атомов, конкурирующих друг с другом.  Однако солидаристы отрицали и государственный социализм, с его классовой борьбой и социальной революцией, противопоставляя ему идею социальной солидарности.

Леон Дюги и его теоретические труды.

Законченный вид концепция солидаризма приобрела в трудах французского социолога и правоведа, профессора юридического факультета университета Бордо, Леона Дюги. В своих работах «Государство, объективное право и положительный закон» (1901), «Конституционное право: общая теория государства» (1908), «Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства» (1909) Дюги исходит из того, что в основе общества лежит неравенство людей, приводящее их к разделению на классы, каждый из которых выполняет социально значимую функцию.
Отношения между классами, подчеркивал Дюги, строятся на акте солидарности. Он писал: «Солидарность – это факт взаимной зависимости, соединяющий между собой, в силу общности потребностей, членов рода человеческого» Факт взаимной зависимости осознается индивидами и порождает номры социальной солидарности. Она стоит выше государства и положительных законов. Эта норма представляет собой «верхний пласт» социально нормы: отдельные нормы значимы и применимы лишь постольку, поскольку они оответствуют социальной норме справедливости.

Взгляды Леона Дюги на право.

Дюги рассматривал право не только как социальный фактор, но и как норму, имеющую юридический характер. Содержание понятия «право» составляет не субъективные права индивидов, а социальные функции и обязанности классов. Классы, в процессе общественного разделения труда осознают свой долг по обеспечению солидарности и гармонии общества.
Такой взгляд на право противорчил и марксизму с его идеей фактического равенства права, и доктрине естественного права, утверждавшей приоритет неотчуждаемых субъектвиных прав инидивида, в частности:
1) Люди не равны по рождению .
2) Человек по природе существо социальное, а потмоу не может иметь частных прав.

Леон Дюги утверждал: «Абсолютное равенство всех людей противоречит фактам. Люди, далекие от равенства, в действительсти существенно отличаются друг от друга, и эти отличия растут с упехами общественной цивилизации. Отношение к людям должно быть различно, так как люди различны; их юридическое состояние, будучи лишь выражением их отношения к себе подобным, должно быть различно для каждого из них, так как глубоко различна роль каждого по отношению ко всем... По солидаристской доктрине индивид не имеют никакого права, он имеет лишь социальные обязанности»
Доктрина Солидаризма Леона Дюги вместо субъективных прав говорит о социальном долге, о том, что «его права суть лишь последствия его обязаннностей». Отвергая люберальный индвидуализм, Дюги считал, что устойчивый фунамент общественного здания образует «профессиональные группы». В конечном итоге, полагал Дюги, возникает «федерация классов», организованная в синдикаты, отношения между которыми будут регулироваться соглашениями, установленными или основанными на взаимных уступках.
Состоние социальной гармонии солдирности можно достичь между капиталистами, предпринимателями и пролетариями.

В отличии от Огюста Конта Леон Дюги сохранял значение права в качестве регулятора в современном промышленном обществе, подразумевая под ним объективное право, как набор юридических норм, формально закрепленных в законодательстве. Леон Дюги отрицал при этом субъективные права. Защиту индивида от произвола и насилия со тсороны других классов и государства он видел в профсоюзах.

Взгляды Дюги на государство.

Дюги отрицает либеральное понимание государства, как общественного договора, основанного на суверенитете народа. Такое понимание приводит к превращению государства в тираническую силу, возвышающуюся над обществом. Однако для Дюги не менее опасна и марксистская интерпретация государства как инструмента классового господства и угнетения. Дюги считал наилучшим оплитическим стороем тот, «где главная сила будет принадлежать не какому-либо привелигированному классу, но действительному большинству из представителей всех классов и партий». Он заявлял: «господству класса должен наступить конец. Мы отказываемся от господства как пролетарского класса, так и буржуазного».
При этом, государство должно стать системой публичных служб, агенств, стремящихся обеспечить солидарность и гармонию интересов различных классов.

Взгляды Леона Дюги на политику.


Категория: ИПУ | Добавил: shestovt (28.10.2008)
Просмотров: 2315 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
ИПУ [9]
История Политических Учений Преподаватель - Анатолий Азретович Алафаев
КСЕ [2]
Концепции Современного Естествознания
МПО [2]
Методика преподавания обществознания
МПиМО [4]
Мировая политика и международные отношения. Странный предмет, странно прочитан...
Политическая конфликтология [13]
Интересный предмет. Один из немногих, имеющих практический характер. Однако под водительством Петра Петровича Политаева "политическая конфликтология" означала пропаганду марксизма-ленинизма в его интерпретации.
Политическая психология [0]
Предмет читал Анатолий Азретович Алафаев.
Политическая социология [4]
Интересный курс, собранный преподавателем и на нашей группе апробированный. Читает Андрей Вячеславович Абрамов.
Политические партии [4]
Григорий Григорьевич Лоза максимально лаконично, четко и по делу изложил достаточно интересный курс.
ПАиП [4]
Политический анализ и прогнозирование. Читал Сергей Федорович Вититнев.
ПРПГСиГС [3]
Правовое регулирование положения государственного служащего и государственной службы. Читала Татьяна Константиновна Алябьева.
СТКНБ [5]
Современные теории концепции национальной безопасности. Читает зав. кафедры Политологии Истфака МГОУ.
Право [9]
Татьяна Константиновна Алябьева замечательно прочитала нам смешанный курс гражданского и трудового права.
Этнополитика [2]
Еще один предмет Григория Григорьевича Лозы.
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 90
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright shestovt © 2016